RSS

О профилактике этнического сепаратизма

Сущность сепаратизма - в проявлении тенденций к отделению этнических групп внутри целостных национальных образований. С точки зрения социально-политической сущности, «сепаратизм — это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории. Это требование направлено против государственной власти страны проживания». B российском законодательстве нет определения сепаратизма, что затрудняет пресечение его в рамках правового поля. Вместе с тем, ориентиром для определения значения слова «сепаратизм» может стать Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 года. Под «сепаратизмом» в ней понимается деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему».

Вследствие коренного изменения геополитического положения России, сложных процессов на международной арене перед нашей страной достаточно актуально стоит проблема сохранения своей территориальной целостности. Сепаратизм ведет к подрыву российской государственности. Особое значение в связи с проблемой сепаратизма играет религия. Другим фактором, способствующим возникновению сепаратистских движений, можно считать проблему усиления миграции.

Опасность сепаратизма состоит в том, что сокращение пространственных пределов государства, как правило, ведет к сокращению ресурсов (не только природных, но и людских), которые могут быть использованы для его самосохранения и развития. По этой причине в каждом государстве сохранение территориальной целостности отнесено к его наиболее значимым интересам, которые принято называть жизненно важными.

Воздействие сепаратизма на безопасность России может проявляться в различных сферах по-разному. В политической сфере сепаратизм способен привести к следующим негативным последствиям:
— общей дестабилизации ситуации в стране;
— ослаблению государственного суверенитета и выходу отдельных территорий из-под контроля федеральных властей;
— появлению организаций, выступающих под лозунгами сепаратизма и обладающих значительным политическим влиянием;
— подрыву авторитета федеральной власти среди населения страны;
— возникновению проблемы беженцев, которая может иметь серьезные политические и социально-экономические последствия.

В военной сфере сепаратизм может привести к возникновению ряда деструктивных процессов:
— нарушению военной инфраструктуры страны;
— установлению экстремистскими группами контроля над территорией, занимаемой военными объектами;
— созданию в районах действия сепаратистских движений баз террористов, а также появлению новых каналов проникновения на территорию России оружия, взрывчатых материалов и наркотиков;
— превращению отдельных районов страны в очаги военного противостояния федеральным силам.
Сепаратизм способен подорвать экономический потенциал страны в результате дезорганизации хозяйственной жизни не только на региональном, но и на федеральном уровнях. В духовной сфере сепаратизм ведет к распространению националистических идей, которые способствуют радикализации сознания и политического поведения населения страны.

Президент России В.В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года. Основными вопросами национальной политики являются четыре позиции:
– сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;
– обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;
– создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
– поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.

Учитывая, что этнический сепаратизм, этнополитический экстремизм и международный терроризм представляют угрозу национальной безопасности страны, помимо специальных мер, необходимы:
а) профилактика этнического сепаратизма и этнополитического экстремизма, которая предполагает:
• формирование в обществе неприятия идей экстремизма, как негативного явления по отношению к идеям развития страны, повышения качества жизни, социально-экономической и общественно-политической стабильности;
• укрепление правовых основ и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними проявлений экстремизма и терроризма;
• вовлеченность этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций, их лидеров в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму и нетерпимости;
• организацию с участием институтов и представителей гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде экстремистских идей в социальных сетях;
• запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, прав и свобод граждан, возбуждение этнонациональной и расовой ненависти и вражды;
• законодательное закрепление ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных представителей власти и правопорядка за действия и бездействие, провоцирующие межнациональную напряженность и конфликты;
• реализацию мер нормативно-правового и информационного характера по противодействию политизации этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.
б) прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов, которые предполагают:
• совершенствование системы управления и координации действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая создание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• учет этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и с осужденными в системе исполнения наказаний;
• мониторинг состояния межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;
• создание общественно-государственной системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, базирующейся на диверсификации источников информирования (в том числе на использование данных мониторинговой деятельности, осуществляемой общественными, этнокультурными, правозащитными и религиозными организациями, правоохранительными органами, экспертными сообществами) и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;
• обеспечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния межнациональных отношений, включая подготовку информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными объединениями в субъекте Российской Федерации;
• мониторинг и анализ публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях.

Сепаратизм (равно как и терроризм, экстремизм, ксенофобия) относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений. Своевременное выявление, предупреждение и профилактика сепаратизма в действиях физических лиц, объединений и организаций – залог безопасности.

Признаки подготовки и проведения диверсионно-террористических актов

На территории РФ террористы не идут на ДТА в ярко выраженной одежде. В летнее время одежда не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть «пояс шахида».

Характерным признаком является неадекватное поведение смертников:

· неестественная бледность, заторможенность реакций и движений;

· возможны передозировки транквилизаторами, наркотическими веществами или индивидуальная психическая реакция на предстоящий ДТА;

· испарина, пот, в том числе в отсутствие жары, излишняя суетливость, обособленность, в т.ч. в толпе;

· явное стремление избежать контактов с сотрудниками правоохранительных органов или сотрудниками ЧОПов;

· бормотание (как правило, чтение молитв на арабском языке);

· попытки уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека);

· на руках у не ориентирующихся в Москве террористов могут быть записаны телефоны или адреса;

· потеря ориентации в городе, в метрополитене;

· неустойчивое владение средствами мобильных систем.

При проживании на квартирах террористы-смертники практически не выходят из помещения (запрещено общаться с соседями, даже если они сами захотят вступить в контакт). В квартирах не заметны следы бытового пребывания, отсутствует музыка, звуки работающего телевизора, не слышны бытовые разговоры, звуки хозяйственной деятельности. Мусор могут выносить другие люди, которые приносят еду или обитатели квартиры ночью.

Наиболее важным признаком подготовки ДТА является:

· проведение скрытой видео- и фото- съемки на объектах;

· наблюдение, в т.ч. с применением технических средств - биноклей, телескопов;

· составление схем объекта и путей подхода к нему;

· попытка получения данных о системе охраны и обороны объекта, в т.ч. через сотрудников охранных структур.

Одновременно необходимо помнить об ответственности за пособничество в террористической деятельности.

Под пособничеством понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Указанная противоправная деятельность квалифицируется по ст.205.1 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Вместе с тем, лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Кроме этого, предупреждаем об ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а именно: готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно - опасных последствий. Указанная противоправная деятельность квалифицируется по ст.207 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.